Русская старинная мебель

В своем развитии русская мебель прошла те же пути и стили, что и европейская. Но для русской мебели всегда были характерными национальный колорит, оригинальность и самобытность.

В Древней Руси мебель изготавливали мастера-умельцы, свое мастерство, традиции и секреты они передавали из поколения в поколение. Основными предметами обихода были скамьи (часто служили как кровать), полки для посуды, лавки, табуреты, крепкие массивные столы с ящиками, а позже - сундуки. Достаточно тесно русская мебель была связана с архитектурой, что отразилось на ее формах и отделке. Украшали мебель точеными колонками, пропильными узорами, глухой и сквозной резьбой, росписью. Как правило, орнаменты изображали геометрические предметы и линии, растения и животных.

Железную мебель начали производить в Туле в XVIII веке. Это были громоздкие, тяжелые кресла, лавки и стулья. Зато мастер исполнял очень тонкую работу по обработке деталей, которые отделывал металлическим кружевом со сквозным орнаментом, алмазными гранями, насечками серебром и золотом.

Мебель русского рококо и барокко тесно связана с именем талантливого архитектора того времени Растрелли, она в своих композициях повторяла детали архитектуры этих стилей.

Отделка и очертания мебели в конце XVIII - в начале XIX веков повторяли основные элементы архитектуры классицизма. Мебель отличалась строгостью форм, была легкой и удобной, имела округлые линии, а также не была перегружена украшениями. Очень часто в отделке мебели повторялись роспись и лепка потолков и стен.

Производство мебели развивалось в двух направлениях: бытовая, повседневная мебель с соблюдением приемов и традиций классицизма делалась крепостными, среди ее производителей - И. Рудин, А. Федоров (Вятка), Уточкин, Зенин, Сидоров, Нащекин (Москва); парадная мебель для дворца (проекты архитекторов - А. Н. Воронихина (в Павловске), К. И. Росси (в Петербурге), В. П. Стасова, Д. Жилярди, Дж. Кваренги), изготавливалась в столичных мастерских с применением дорогих материалов, самыми известными мебельщиками того времени были Тур и Гамбс.

Для производства мебели использовали тополь, ясень, орех, березу, отделывали их под красное дерево (вошло в моду). В конце XVIII века начали использовать карельскую березу (впервые в мире). В дизайне мебели этого времени присутствовали различные механические детали - встроенные маленькие музыкальные инструменты, потайные ящики "С секретом" и т. п.

Переходный стиль от классицизма к ампиру получил название "Павловский" (в это время правил Павел I). Мебель этого времени была монументальной, крупной и очень тяжелой. Делали ее из карельской березы или красного дерева, украшали мрачными и косматыми орлами, грифонами, сфинксами.

Русская мебель в стиле ампир отличалась от европейской. Она более монументальна. Декорировалась она не только классически орнаментом, но и традиционным русским. Вместо бронзы в отделке использовали золоченую резьбу по дереву или лепку (гипс). Мебель стиля ампир была предназначена для дворцов и жилищ помещиков, а дома купцов и горожан обставлялись бытовой, повседневной мебелью в стиле "русский бидермейер".


 

Последние документы



Популярное


  • Стиральная машина "Сибирь-6"

    1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ Прежде чем включить машину в электросеть и самостоятельно пользоваться стиральной машиной, внимательно изучите руководство по эксплуатации. При приобретении машины требуйте инструктажа по эксплуатации и проверки исправности машины путем пробного пуска, В руководстве, талонах № 1, № 2, № 3 должны быть: подпись продавца, дата продажи, штамп организации, продавшей машину.
    Подробнее
  • Плита газовая ПГ 4

    Министерство газовой промышленности СССР Ужгородский завод газовой аппаратуры Плита унифицированная 4-х горелочная бытовая газовая ПГ 4/1-1 Руководство по эксплуатации
    Подробнее
  • Машина швейная "Подольск-132"

    Руководство по эксплуатации 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Нельзя начинать шить, не ознакомившись с руководством по эксплуатации.
    Подробнее
| Карта сайта | Контакты |